«ЛЮБЛИНСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК»: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОВОГО ФОРМАТА СОТРУДНИЧЕСТВА
Настоящая статья посвящена рассмотрению нового формата сотрудничества в Европе – «Люблинскому треугольнику» Польши, Литвы и Украины, негативно и эмоционально описанного в российских СМИ, но беспристрастно и детально ещё не исследованного. Особую актуальность изучению данного объединения придают стремления Польши, видящей себя одним из новых лидеров Европейского Союза на фоне кризисных явлений в его «старых членах», активизировать свою деятельность в Центрально-Восточной Европе. Со стороны России, интересы которой могут столкнуться с интересами Польши, настроенной в настоящий момент относительно враждебно Москве, необходимо понимать истинные намерения Варшавы во всех её шагах в регионе. С целью выявления реальных возможностей и перспектив платформы «Люблинского треугольника» авторы анализируют задачи, означенные в совместной декларации министров иностранных дел, а затем показывают её политические, экономические и культурно-исторические основы, сравнивая по данным показателям все три государства. В результате исследования выявлен декларативный характер нового объединения, участники которого не имеют перед друг другом конкретных обязательств, но на данном этапе, при сохранении некоторых противоречий и разного положения стран, он оказывается для них наиболее удобным. Хотя при анализе политического и экономического положения трёх стран можно предположить образование подчинённости и зависимости ещё развивающейся и только стремящейся к интеграции в ЕС и НАТО Украины от добившихся успеха в подобном процессе Польши и Литвы, всё-таки «люблинский», формат без конкретных обязательств и с определённой выгодой для всех участников в сфере безопасности может оказаться самым реальным и перспективным вариантом сотрудничества трёх восточноевропейских стран, а также важным фактором в развитии международных отношений в регионе. К тому же «Люблинский треугольник» может стать шагом к дальнейшей консолидации региона ЦВЕ с опорой на евроатлантические структуры, что необходимо учитывать при выработке внешней политики России.