ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИЗМА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ В СТРАНАХ АЗИИ

Международные отношения
Авторы:
Аннотация:

В данной статье рассмотрена связь национально-освободительных движений стран Азии с экстремальными видами борьбы, которые сохранялись и после получения независимости бывшими колониями. В Латинской Америке и Европе ряд национально-освободительных движений возник еще в начале XIX в., но в восточном полушарии лишь греческая национально-освободительная революция оказалась успешной в достижении независимости, хотя и при поддержке ряда европейских стран. Целый ряд затяжных и кровопролитных этнических конфликтов являются негативными последствиями политики колониального периода (Индия, Шри-Ланка, Руанда, Судан и т.д.). В современном мире колоний больше не осталось, но до сих пор существует полностью оккупированное государство (Палестина). В зависимости от характера основного конфликта, определявшего политическую ситуацию в конкретной стране, в статье выделяются две основные разновидности экстремизма – социально-революционный и национально-освободительный. Социально-революционный экстремизм характерен для стран, не ставших колониями, но столкнувшихся с серьезными социальными конфликтами. Основные формы национально-освободительного экстремизма – антиколониализм и сепаратизм. Сепаратистский экстремизм характерен для континентальных империй, таких как Китай, Австро-Венгерская, Российская и Османская империи, где за обретение независимости боролся целый ряд этнических меньшинств. Особенности указанных видов экстремизма рассмотрены автором на материале Ирана, Индии, Палестины. В частности, в Индии религиозный национализм порождает крайние формы, в том числе из-за сохранения кастовой системы, нарушающей фундаментальные права человека. На примере Гилянской республики в Персии показано, как ее лидеры использовали в своих
интересах социально-революционное движение и военную помощь из-за рубежа. В целом, история различных национально-освободительных движений Азии демонстрирует терпимое отношение международного сообщества к насильственным формам борьбы за независимость в условиях колониальной эксплуатации и иностранной оккупации. Однако в постколониальный период, во второй половине ХХ в., ранее оправданное насилие часто приводило к развитию терроризма. В настоящее время, за исключением Палестины, претензии на законность ведения национально-освободительной борьбы основаны или на сепаратизме, или на национализме и популизме экстремистских группировок.