«НЕКЛАССИЧЕСКИЕ» ФИЛОСОФСКО-ПЛАТОНИЧЕСКИЕ РЕНЕССАНСЫ ЕВРОПЫ XVI-XVII ВЕКОВ: ИСПАНИЯ И АНГЛИЯ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Статья имеет целью сопоставление двух национальных философских явлений ренессансного характера: философию испанского Возрождения XVI – пер. пол. XVII в. и английского неоплатонизма XVII в., выявление их места в мировом философском процессе. В философской культуре этих стран базовое влияние итальянского Ренессанса проявилось не просто в разных формах, но и в разное время – если иметь в виду «высшие точки» этого влияния, под которыми понимается, прежде всего, встреча национальных философий с подлинной классической традицией платонизма, аристотелизма, и неоплатонизма. Эти два «неклассических» философских ренессанса Европы были практически незамечены классическими «историями философии» В.Виндельбанда, Куно Фишера, Б.Рассела, были вынесены за пределы мейнстрима английского эмпиризма и испанской Контрреформации и «второй схоластики» в глубокий бэкграунд мирового философского процесса. Исследование ставит задачу заполнения этой лакуны в современных историко-философских исследованиях. На основе философских трудов Генри Мора, Н. Карверуела, Джона Смита и испанских философов XVI – пер.пол. XVII в. Себастьяна Фокса Морсильо, Хеуды Абрабанеля, Сан Хуана де ла Круса и Леона Эбрео.